Главная » 2013 » Январь » 17 » Предлагается ужесточить контроль за операциями с денежными средствами
02:16
Предлагается ужесточить контроль за операциями с денежными средствами
В конце декабря 2012 г. на рассмотрение Госдумы поступил правительственный законопроект N 196666-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - законопроект). Документ содержит поправки к целому ряду федеральных законов. В частности, изменения планируется внести в обе части Налогового кодекса РФ, в первую и вторую части Гражданского кодекса РФ, в Уголовный кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях, в Закон о госрегистрации юрлиц и ИП [1] и Закон о противодействии отмыванию доходов [2].
Законопроект направлен на усиление контроля за деятельностью юрлиц, а также за оборотом денежных средств на территории РФ. Речь идет о контроле как со стороны госорганов, так и со стороны организаций, обязанных сообщать государству о движении денежных средств и финансовых инструментов (кредитные организации, участники рынка ценных бумаг, страховые компании и т.п.). Кроме того, предлагается ужесточить ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем.
Усиление прямого государственного контроля - новые правила взаимодействия с налоговыми органами
Законопроект расширяет полномочия налоговых органов по контролю за деятельностью организаций и предпринимателей. Причем контролировать планируется как деятельность уже зарегистрированных юрлиц, так и регистрацию новых юрлиц и ИП. Для этого предлагается внести изменения в обе части Налогового кодекса РФ и в Закон о госрегистрации юрлиц и ИП.
1. Предлагается ввести правило о том, что отсутствие организации по юридическому адресу может повлечь приостановление операций по ее счетам
В законопроекте предлагается прямо установить обязанность организаций получать почтовые отправления налоговых органов по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (юридическому адресу). Таким образом, если налоговые органы направят организации извещение только по данному адресу, то это будет считаться ее надлежащим уведомлением. Это позволит обеспечить надлежащее уведомление юрлица в более короткие сроки, а также снимет с налоговых органов обязанность разыскивать организацию по фактическому адресу (адресам).
В настоящее время, когда на законодательном уровне подобная обязанность напрямую не установлена, некоторые суды полагают, что налоговые органы обязаны направлять уведомление по всем известным им адресам налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2010 N КА-А40/5480-10).
Для последнего возможно наступление существенных негативных последствий, если почтовое уведомление вернется в налоговый орган с отметкой об отсутствии его по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, или об отказе организации от получения почтового отправления. В таких случаях руководитель налогового органа вправе будет приостановить операции налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств.
Для возобновления операций необходимо решение налогового органа об отмене решения о приостановлении операций, однако для этого организация должна будет предоставить документы, подтверждающие, что место нахождения налогоплательщика соответствует адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и получить документ, который ранее был возвращен с почтовым отправлением. Если же почтовое отправление пришло с отметкой об отказе организации от получения почтового направления, тогда подтверждать место своего нахождения не нужно, достаточно будет только получить возвращенный в налоговый орган документ.
2. Предлагается наделить налоговые органы правом самостоятельно определять суммы налогов, если налогоплательщик совершил сделки с целью занижения данных сумм
Нередко при ведении хозяйственной деятельности организации прибегают к различным схемам уменьшения налоговой нагрузки, в том числе к использованию фирм-однодневок.
Для предотвращения подобных ситуаций законопроектом предлагается предоставить налоговым органам право самостоятельно определять суммы налогов и возмещений из бюджета при совершении сделок лицами, не выполняющими в данных сделках никаких экономических функций. Такими лицами будут признаваться те, у которых отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (нет управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств и т.п.). Важным обстоятельством является цель заключения указанных сделок: занижение суммы налогов.
В таком случае для расчета налога предлагается применять методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица (ст. 105.9-105.13 НК РФ).
3. НДС предлагается декларировать в электронном виде
Планируется установить новые категории налогоплательщиков, которые будут подавать налоговые декларации только в электронном виде.
В случае принятия законопроекта все налогоплательщики (налоговые агенты), уплачивающие НДС, должны будут представлять декларации по этому налогу в установленный срок по утвержденным форматам в электронном виде. Аналогичная обязанность предусматривается и для лиц, не являющихся плательщиками НДС, либо освобожденных от уплаты данного налога, если они выставляют счета-фактуры с выделением суммы налога.
4. Предлагается установить новые основания для отказа в госрегистрации юрлиц и ИП
Законопроектом предлагается ряд поправок к Закону о госрегистрации юрлиц и ИП, направленных на снижение количества фирм-однодневок, а также на недопущение к экономической деятельности лиц, которые раньше уже были лишены права заниматься предпринимательством. Для этого предлагается расширить установленный в п. 1 ст. 23 названного закона перечень оснований, по которым налоговый орган вправе отказать в госрегистрации юрлиц и ИП. В частности, новыми основаниями для отказа могут стать следующие обстоятельства:
- указанные в заявлении о госрегистрации сведения о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, не соответствуют информации, полученной от органов, осуществляющих выдачу (замену) таких документов;
- регистрирующим органом получены возражения от физлиц относительно предстоящего внесения данных о них в ЕГРЮЛ;
- физическое лицо, лишенное право заниматься предпринимательской деятельностью по приговору суда, срок которого не истек, является учредителем регистрируемого юрлица либо регистрируется в качестве ИП.
Усиление косвенного контроля государства за движением денежных средств
Контроль за движением денежных средств государство проводит с помощью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом (кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховщики и др). Отношения по контролю за движением денежных средств регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Сферу действия данного закона планируется существенно расширить, а на организации, осуществляющие операции с денежным средствами и иным имуществом, предлагается возложить дополнительные обязанности.
1. Предлагается расширить круг субъектов отношений по противодействию легализации преступных доходов
В ст. 5 Закона N 115-ФЗ указаны те категории организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяется действие данного Закона. Законопроект предлагает расширить этот перечень за счет следующих субъектов:
- общества взаимного страхования;
- страховые брокеры (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
- негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и страхованию;
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи.
2. Планируется дополнить перечень операций, подлежащих обязательному контролю
По действующему Закону N 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, отвечающие одновременно двум критериям:
- операция совершается на значительную сумму (600 тыс. руб. и выше либо эквивалентную ей в иностранной валюте);
- операция прямо указана в ст. 6 Закона N 115-ФЗ.
Законопроектом предлагается первый из них оставить прежним: в большинстве случаев подконтрольная сумма операций не изменится. Исключения будут сделаны для некоторых операций в сфере страхового дела, о чем будет сказано ниже.
Что же касается перечня подконтрольных операций, то его планируется существенно расширить. Помимо уже перечисленных в ст. 6 Закона N 115-ФЗ, в него могут войти еще около двух десятков новых операций. В частности:
- выдача микрофинансовой организацией займа на основании договора займа, а также возврат данного займа в наличной форме;
- зачисление (списание) денежных средств на счет (со счета) на основании договора финансовой аренды (лизинга), включая сублизинг;
- предоставление (получение) займа, процентная ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования на дату предоставления такого займа;
- предоставление и (или) получение денежных средств в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику).
В сфере страхового дела предлагается добавить несколько операций, также подлежащих обязательному контролю. Однако для них будет увеличен показатель первого критерия подконтрольности - сумма операции. Например, законопроект предлагает сделать контролируемыми денежные переводы по операциям перестрахования на сумму 3 млн руб. либо эквивалентную ей сумму в иностранной валюте.
3. Предполагается, что банки в некоторых случаях будут обязаны отказывать не только в заключении, но и в исполнении договора банковского счета
Закон N 115-ФЗ устанавливает основания, по которым банк вправе отказать своему клиенту в заключении договора банковского счета (вклада), являющиеся исключением из общего правила, обязывающего банк заключать договоры банковского счета с любым обратившимся лицом (п. 2 ст. 846 ГК РФ), а договоры банковского вклада - с любым физическим лицом (п. 2 ст. 834 ГК РФ).
В случае принятия законопроекта будет расширен перечень оснований, по которым банк вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада). Так, в него войдут:
- уже имеющийся отказ кредитной организации от исполнения договора банковского счета (вклада);
- наличие обоснованных подозрений в том, что целью заключения договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) средств, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
Помимо новых оснований для отказа в заключении договора банковского счета (вклада), авторы законопроекта предлагают установить для банков возможность, а в некоторых случаях и обязанность, отказаться от исполнения уже заключенного договора. Соответствующие изменения планируется внести в ст. 859 ГК РФ и в Закон N 115-ФЗ. Оснований для обязательного отказа будет три (одним из них станет отсутствие юридического лица по месту своего нахождения).
Банки получат право отказаться от исполнения договора при наличии обоснованных подозрений в том, что операции совершаются клиентом в целях отмывания преступных доходов.
Критерии обоснованности таких подозрений будут устанавливаться Банком России по согласованию с Росфинмониторингом.
Об отказе от исполнения договора банковского счета клиенту направляется уведомление. После этого в течение месяца банк не сможет осуществлять операции по банковскому счету клиента. Исключение составят обязательные платежи в бюджет и операции, указанные в п. 3 ст. 859 ГК РФ в редакции законопроекта. По истечении месяца договор банковского счета будет считаться расторгнутым.
4. Авторы законопроекта предлагают обязать банки раскрывать информацию о счетах граждан
В настоящее время банки обязаны сообщать налоговым органам информацию об открытии (закрытии) счетов, изменении реквизитов счетов организаций и ИП. Однако законопроектом планируется предоставление банками аналогичной информации и в отношении граждан. При этом сообщать нужно будет не только о счетах, но и о вкладах (депозитах) физлиц. Для передачи такой информации отводится три дня с момента открытия (закрытия) счета, вклада (депозита) или изменения их реквизитов.
Кроме того, налоговые органы смогут запрашивать у банков справки о наличии счетов, вкладов, депозитов, выписки по операциям граждан в случае проведения налоговых проверок в отношении физлиц, а также в случаях взыскания с них налогов.
Просмотров: 1026 | Добавил: tsizman | Рейтинг: 0.0/0